Уроки труда

13.12.2018 / Екатерина Козлова

«Мы работаем для того, чтобы выпускники детских домов тоже смогли работать» – это девиз фонда «В твоих руках». Уже шесть лет его сотрудники проводят для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тренинги, экскурсии на предприятия и стажировки в известных компаниях. Недавно подростки из Быковского центра содействия семье и детям побывали на очередной выездной неделе профориентации.

3.jpg

Пельмени и маникюр

– Мы приехали сюда посетить различные компании и корпорации, изучить разные профессии, – говорит о первом дне профориентации 16-летний Дмитрий (имя изменено. – Прим. ред.) из Быковского центра содействия семье и детям. – Мы сегодня готовили пельмени. Я это делаю первый раз, мне очень понравилось. Рецепт я запомнил. Такую выездную неделю фонд «В твоих руках» проводит уже девятый раз. За семь дней ребята побывали в 10 компаниях и прошли тренинги. Они попробовали себя в роли продавцов кассиров, мерчендайзеров, администраторов и горничных в отеле. Девочки посетили настоящий салон красоты. – Мы были и моделями тоже, делали друг другу укладки, – рассказывает о занятии в салоне красоты одна из участниц. – Кто-то «поработал» парикмахером, кто-то – мастером по маникюру. У нас неплохо получилось, и директор салона пригласила нас на стажировку через пару лет. Это было очень приятно!    

1.jpg

Умная помощь

В программе профориентации участвуют подростки от 13 до 17 лет. Сотрудники уверены: ребятам нужны не только подарки, но и «умная» помощь. – В детском доме ребенок годами живет в системе, не имеющей ничего общего с реальной жизнью, – говорит директор фонда Елена Коновалова. – Здесь есть все и всегда: еда в столовой, новая одежда, чистые вещи из прачечной. Здесь нет денег, нет представлений о стоимости вещей и количестве труда, который мы прикладываем, чтобы эти вещи получить. Когда выпускник детдома оказывается в реальном мире, где, чтобы съесть завтрак, его сначала надо приготовить, где продукты надо покупать, а деньги зарабатывать, – это становится суровым испытанием. Поэтому цель нашего фонда – подготовить детей к самостоятельной жизни и успешному трудоустройству. Программа состоит из нескольких этапов. Первый – «Точка роста» – это дополнительные занятия по подготовке к выпускным экзаменам, а также кружки и секции. В Быковском центре, например, для воспитанников организовали кружок робототехники. 

2.jpg

Вторая ступень программы – это выездные недели профориентации, третий этап – однодневные экскурсии на предприятия. – Летом мы также проводим двухнедельные групповые стажировки, – отмечает координатор проектов фонда Артем Злобин. – В этом году по шесть человек из Непецинского и Калязинского детских домов работали в одной из ведущих компаний России: неделю в офисе и неделю на складе. В Москве ребята жили в хостеле, в Истре – в арендованном коттедже. Они получили определенную сумму, на которую должны были прожить это время, сами добирались до работы на общественном транспорте и планировали свой досуг. В конце стажировки подростки получили стипендию. После такого двухнедельного курса один из воспитанников Непецинского детдома решил, что получит круглую сумму и сможет купить скутер. – Многие подростки считают, что люди, особенно в Москве, получают сотни тысяч и могут позволить себе все, что угодно, – говорит фандрайзер фонда Светлана Бельская. – И когда узнают о реальных зарплатах, сначала думают, что их обманывают – настолько они не подготовлены к жизни. Следующий и самый важный этап – индивидуальная стажировка для ребят из колледжей. Фонд подбирает для них компании с учетом специальности, которую получает подросток. В каждой организации за подростками, кроме представителей фонда, закрепляют сотрудников, которые обучают их и контролируют весь рабочий процесс.  

Старший друг

Еще одна программа, которая родилась в фонде недавно – наставничество: подростку из детдома находят взрослого волонтера, который готов регулярно навещать своего подопечного. Сейчас в фонде 12 пар «наставник – подопечный». – Наставник – это человек, готовый тратить личное время и силы на то, чтобы узнать ребенка, – говорит Елена Коновалова. – Это требует большой отдачи, по крайней мере, на первых порах, пока устанавливается контакт. Наставником может стать далеко не каждый. Важен возраст – от 25 до 35 лет, чтобы подросток воспринимал его не как контролирующего взрослого, а как старшего друга. Важно, что бы наставник пришел к нам помочь именно ребенку, а не себе самому. Те, кто подходит по всем параметрам, проходят обучение и потом направляются к детям. Сейчас сотрудники фонда «В твоих руках» ищут наставников для подростков из Непецинского детского дома. – Чем пытаться спасти сразу всех, лучше качественно помогите одному! – говорят они тем, кто задумывается о помощи сиротам, но не знает, с чего начать.